(итал. La tenda rossa, англ. The Red Tent) — совместный советско-британско-итальянский цветной широкоформатный художественный фильм 1969 года. Последняя режиссёрская работа Михаила Константиновича Калатозова. Основан на реальных событиях — истории спасения итальянских аэронавтов в Арктике в 1928 году.
Сюжет:
Спустя сорок лет после крушения в Арктике дирижабля «Италия» престарелый генерал Нобиле продолжает мучиться, пытаясь найти для себя оправдание за свою не слишком блестящую роль в трагедии 1928 года: он улетел со льдины при первой же возможности, вместо того, чтобы уйти последним, как подобает командиру. В своём воображении генерал снова и снова собирает в комнате участников тех событий, чтобы потребовать от них суда над собой. Лётчики Лундборг и Чухновский, исследователи Амундсен и Самойлович, метеоролог Мальмгрен и его возлюбленная Валерия, радист Бьяджи, капитан базового судна Романья и штурман «Италии» Дзаппи становятся обвинителями, присяжными, свидетелями и адвокатами. Они заново с пристрастием рассматривают каждый шаг Нобиле от вылета экспедиции из Кингсбея до спасения оставшихся в живых советскими лётчиками и моряками. И снова каждый остаётся при своём мнении. Присяжные выносят вердикт «виновен»; Самойлович и Чухновский отказываются от роли судей; сержант Бьяджи советует генералу успокоиться и за давностью лет сменить, наконец, мундир на пижаму. Амундсен отменяет решение присяжных и произносит финальный монолог о том, что командир не имеет права на человеческие слабости, но при этом не может не оставаться живым человеком со слабостями.
«Красная палатка» стал первым совместным с СССР фильмом, финансировавшимся западной стороной.
Первые варианты сценария написал Юрий Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.
Арктические эпизоды снимали частью в Подмосковье, частью под Ленинградом на берегу Финского залива и частью — в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа, в бухте Тихая. Эпилог фильма — образование айсберга — снят у побережья Норвегии.
Для съёмок была построена наполненная гелием модель дирижабля «Италия» длиной 20 м, которую буксировали с земли и с воды на тросах. Модель несколько раз терпела аварию, натыкаясь на разные предметы при порывах ветра. Настоящий ледокол «Красин» был капитально перестроен в ГДР в
1956 году и после модернизации мало напоминал внешним обликом тот ледокол, что в 1928 году спас итальянских полярных путешественников. В качестве «Красина» в фильме снимали другой ледокол — «Сибиряков», построенный в 1926 году в Роттердаме (Голландия) и до 1945 года принадлежавший Финляндии, где он носил название «Яакарху» («Белый медведь»). «Сибиряков» имел сходную конструкцию корпуса и надстроек, однако был заметно меньше: длина 78,45 м, ширина 19,3 м, водоизмещение 4850 т — против 99,8 м, 21,64 м и 8832 т у «Красина».
Во время натурных съёмок в бухте Тихая разломилась льдина, на которой находилась декорация лагеря Нобиле. Людей срочно эвакуировали. Другую подходящую льдину отнесло ветром от берега; артистов доставили туда вертолётом, в это время резко испортилась погода, и второй рейс вертолёта, который должен был доставить операторскую группу, задержался. Артисты провели полтора часа в изоляции на льдине с «красной палаткой», из припасов имея только одну ириску, обнаруженную в кармане у Юрия Соломина.
Песню «На снегу стоит палатка, парапонци-понци-по…» (её поют аэронавты на льдине, чтобы не сойти с ума от отчаяния) сочинил Юрий Визбор на мотив очень известной в Италии и крайне неприличной песенки. Есть и второй, пародийно-фривольный вариант песенки, также авторства Визбора.
Премьера фильма состоялась в Риме 24 декабря 1969 года, а в Москве — четыре месяца спустя. Фильм демонстрировался на Западе и в СССР в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками: в советском варианте звучит музыка Александра Зацепина, в итальянском — Эннио Морриконе. По словам Зацепина, в международную версию фильма его музыка не вошла потому, что в тот момент, когда итальянский продюсер затребовал запись музыки, она ещё не была готова (студия занималась монтажом фильма), и, подождав две недели, продюсер заявил, что он «теряет в деньгах» и вынужден утвердить версию с музыкой Морриконе. По признанию Зацепина, мелодия из этого фильма входит в число его наиболее любимых произведений.
По крайней мере семеро непосредственных участников событий и героев фильма были живы к моменту выхода фильма на экраны: У. Нобиле, штурман дирижабля А. Вильери, советский полярный лётчик Б. Г. Чухновский, штурман его экипажа А. Д. Алексеев, профессор Ф. Бегоунек, А. Мариано и Ф. Трояни. Нобиле присутствовал на премьере в Риме.
В 1972 году фильм претендовал на премию «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм на английском языке». Победа в номинации досталась британскому фильму Джона Шлезингера «Воскресенье, проклятое воскресенье».