РОССИЯ МОРСКАЯ
Выставка работ членов и друзей Морского Арт Клуба
в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
в год 75-летия окончания Второй мировой войны, в Год памяти и славы,
в рамках международной комплексной комбинированной экспедиции
"От Дальнего Востока до Берлина. Резервы человечества" ,
в рамках ежегодного фестиваля "Россия Морская"

с 9 мая по 3 сентября 2020 г.

#fareastberlin #russiamaritime #россияморская
Разделы
выставки

Историческая реконструкция
Материалы военно-исторического клуба «Неизвестный солдат» о военно-патриотических мероприятиях, открытых уроках истории, тематических выставках на открытых и закрытых интерактивных площадках. Форматы мероприятий - многообразны - от уроков истории с демонстрацией формы, снаряжения и макетов оружия, до крупных выставочных проектов с установкой интерактивных площадок, военных палаток, манекенов в форме солдат и матросов, музея с экспонатами, различной военной техникой. Для мобильной выставки экспонаты размещены в специальные ящики-витрины, форма одежды представлена манекенами и архивными фотографиями.
Сводный отряд моряков
историческая реконструкция
Ты моя, Москва ...
историческая реконструкция
Книги о войне

  • ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Историческая и документальная литература
  • Художественная литература
  • Мемуары и воспоминания
  • Техника и вооружение
  • Карты и лоции
  • Фотоальбомы
  • Репродукции
  • Аудиокниги
  • Открытки
  • Журналы
  • Ссылки
Звезда
Рассказ «Звезда» написан приморским писателем Александром Киктенко специально для участников международной экспедиции «От Дальнего Востока до Берлина. Резервы человечества». Аудиозапись проводилась в детском онкогематологическом центре Владивостока по инициативе благотворительного фонда «Сохрани жизнь». Роли озвучивали: подопечные фонда - дети из онкогематологического центра: - Маша - Таранова Алиса (16 лет); - Егор - Захаров Захар (9 лет); участники экспедиции - Дед Семён - Станислав Винокуров, председатель правления Хабаровского спортивного клуба «Тайгер», Полковник Лозовой - Анатолий Васильев, председатель правления «Морского Арт Клуба»; - Отец - Владимир Щербатюк, член правления «Морского Арт Клуба», Диктор - Ольга Ильченко, пресс-секретарь фонда «Сохрани жизнь». Аудиозапись произведена директором фонда «Сохрани жизнь» Светланой Горковкнко. Монтаж и компиляция музыки срежиссированы композитором, поэтом и продюсером Сергеем Мудровым. В аудио рассказе использована музыка песни «Серая шинель», написанная в ноябре 1942 г. в окопе под деревней Великуша студентами Мосфильма Ермаковым Василием и Ронинсоном Вениамином которые погибли в бою.
Фильмы о войне

  • ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
  • Исторические и документальные
  • Художественные отечественные
  • Военные сериалы
  • Мультфильмы
  • Зарубежные
  • Ссылки
Торпедоносцы
1944 год. В Заполярье базируется полк морской авиации. Этот гарнизон — одновременно и тыл, и фронт: летчики живут здесь с семьями, ходят друг к другу в гости, принимают концертные бригады. Но все помнят, что каждый вылет на боевое задание может оказаться последним..
Командир счастливой "Щуки"
В 1942 году, когда немцы готовились к захвату Мурманска, советское командование решило активизировать деятельность Северного флота. Фильм рассказывает об одной из подводных лодок, экипаж которой берет на себя задачу по уничтожению вражеского военного транспорта.
Ладога, 1942 г.
В основу документального фильма легли воспоминания командира канонерской лодки «Бурея» капитана I ранга Озаровского Николая Юрьевича о сражениях на Ладоге в 1941-1943 годах. В том числе и бой за остров Сухо 22 октября 1942 года
Легенда о старом маяке, 1976 г.
Советский мультфильм для детей режиссера Витольда Бордзиловского "Легенда о старом маяке" (1976) о Великой Отечественной Войне, о настоящих героях, о том как они помогли советским десантникам зайти в бухту.
Модели маяков
Маяки, опаленные войной
Историческая диорама боя за остров Сухо 22 октября 1942 года.
Прогулка по модели маяка Толбухин. Исторические справки.
Историческая диорама маяка Жужмуйский в Белом море.
Историческая диорама маяка Анива в Японском море.
Участники проекта
музейные работники, историки, реконструкторы, поисковики, журналисты, фотографы, моделисты, художники-декораторы, офицеры и ветераны гидрографической службы, ВМФ СССР и РФ - члены, партнеры и друзья Морского Арт Клуба

Анатолий Васильев
Куратор и фотохудожник выставки
Военно-морской офицер-гидрограф, руководитель организационного комитета международного морского фестиваля «Россия Морская», действительный член Русского географического общества, член Всероссийской федерации парусного спорта, участник первого кругосветного плавания на парусном барке "Седов".
Далее

Владимир Ергер
Партнер выставки
Один из основателей и руководителей единственного в России музея рассказывающего о маяках и их истории - Музея маячной службы, расположенного в Кронштадте на территории форта Константин. Офицер-гидрограф. Капитан 2 ранга запаса.
Далее

Ярослав Амелин
Фотохудожник выставки
Профессиональный фотограф, галерист, подвижник фотографии. Участник многочисленных полярных экспедиций на судне "Картеш". Куратор десятков выставок отечественных и зарубежных авторов. Член РГО. Руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения Морского Арт Клуба.
Далее

Василий Кораблев
Участник выставки
Президент Фонда поддержки маяков и маячников "Русское маячное общество" (Russian Lighthouse Society). Руководитель проекта "Маячник. Маяки России и мира". Участник многочисленных выставок и проектов.
Далее

Юрий Мацéевский
Участник выставки
Автор и создатель интернет-ресурса, Lighthouse Guide о художественном освоении навигационного наследия Русского Севера. Организатор в федеральных морских музеях Санкт-Петербурга и Архангельска тематических художественно-исторических выставок "Маяки русского севера".
Далее

Всеволод Васьков
Участник выставки
Директор автономной некоммерческой организации Военно-исторический клуб «Неизвестный солдат», объединяющая несколько проектов реконструкции - ВИК "55 пехотный Подольский полк", ВИК "1МСПП" и ВИК "СОМ" (Сводный отряд моряков)
Далее

Андрей Саврасов
Участник выставки, автор моделей маяков
Художник-декоратор маяков, участник многочисленных выставок. Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, секция ДПИ.
Далее
Обратная связь
Здесь вы можете задать вопросы и прокомментировать увиденное
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности Клуба, представленной в разделе "Документы"
Партнеры

Вайдагубский маяк
29.06.1941 г. маяк был переведен на работу в манипуляторном режиме, и на нем был оборудован наблюдательный пост. С маяка осуществлялась засечка мест падения мин, выставляемых авиацией противника. Маяк с точными координатами позволял осуществлять геодезическую привязку артиллерийских батарей, защищавших западное побережье полуострова Рыбачий. В ходе оборонительных боев маяк был разрушен. После войны на месте развалин выросла новая красная каменная круглая башня высотой 29 м с фонарным сооружением наверху.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Цыпнаволокаский маяк
Установлен на северо-восточной оконечности полуострова Рыбачий на мысе Цыпнаволок. Обеспечивает плавание на подходах к Кольскому заливу и в прилегающей акватории Баренцева моря. В годы Великой Отечественной войны маяк не раз подвергался бомбардировкам противника и существенно пострадал. После войны его восстановили и оборудовали современным светооптическим электрическим аппаратом ЭМВ-3.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Сетьнаволокский маяк
Мыс Сетьнаволок, название которого носит установленный на нем маяк, является северо-западным входным мысом в Кольский залив. Маяк обеспечивает плавание при подходе к Кольскому заливу из Баренцева моря и далее к Мурманску. Во время Великой Отечественной войны маяк сыграл очень важную роль в обеспечении плавания кораблей Северного флота, базировавшихся в Кольском заливе, а также транспортов и конвоев, следовавших в Мурманск и выходящих из него. Попадая в Кольский залив, моряки чувствовали себя вне опасности и прозвали его "бухтой спасения". Война оставила на маяке тяжелые раны, и его пришлось перестроить.
подробнее
Маяк Мишуково
Поселок Мишуково традиционно является местом базирования судов и частей гидрографической службы СФ.
(фото Сергей Хренов)
ТВ 21
Териберский маяк
Мыс Териберский Мурманского берега, на котором установлен маяк, является северо-западной оконечностью одноименного высокого каменистого полуострова, омываемого с севера и запада Баренцевым морем, с юга — Териберским заливом, а с востока — водами губы Опасова. В годы войны маяк обеспечивал следование конвоев и транспортов вдоль Мурманского побережья, а также боевые действия кораблей Северного флота. В 1941 —1942 годах Териберка и прилегающие районы подвергались особенно ожесточенной бомбардировке вражеской авиацией. Происходили в районе маяка и морские бои. Так, в ночь на 13 июля 1941 года к юго-востоку от маяка три немецких эсминца потопили сторожевой корабль "Пассат" и спасательное судно "РТ-67". 24 июля того же года в районе к северо-востоку от Териберки противник потопил гидрографическое судно "Меридиан".
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Харловский маяк
Маяк установлен на острове Харлова, западном и самом высоком из Семи Островов, расположенных недалеко друг от друга вдоль средней части Мурманского берега в 72 милях восточнее острова Кильдин. Судьба маяка в годы Великой Отечественной войны была такой же, как у многих других маяков Севера — обеспечение в манипулируемом режиме плавания наших кораблей и конвоев. Снабжение маяков в годы войны осуществляло гидрографическое судно "Меридиан". 22 июля 1941 года оно вышло из Кольского залива, чтобы доставить маячникам довольствие и эвакуировать женщин и детей. Следуя от маяка к маяку, судно благополучно прибыло на Семиостровский рейд и приступило к разгрузке продовольствия для Харловского маяка. Ночью 24 июля "Меридиан" снялся с якоря и направился в губу Восточная Лица. Через полчаса сквозь белесую мглу гидрографы увидели силуэты вражеских эсминцев. Моряки "Меридиана" сражались отчаянно, но бой был неравным. На судне вспыхнул пожар — загорелись закрепленные на верхней палубе бочки с бензином, который стекал с палубы и горел на воде. Объятый пламенем, "Меридиан"погрузился в пучину Баренцева моря. Погибло 46 человек, среди которых были женщины и дети — члены семей маячников. Маяк Харловский был последним, кому помог выстоять в войне "Меридиан".
(фото Анатолий Васильев)
подробнее
Святоносский маяк
Мыс Святой Нос, на котором установлен один из старейших маяков на берегах наших северных морей, далеко выдался в море в направлении NNW от Мурманского берега при входе в Белое море. Во время Великой Отечественной войны морской путь мимо маяка из Архангельска в Кольский залив был очень важным и оживленным. По нему осуществлялось снабжение Северного флота и войск Карельского фронта в Заполярье. С лета 1942 года по этой коммуникации началось движение союзных конвоев. Передвижение кораблей и транспортов необходимо было обеспечить скрытно, поэтому маяк работал в манипуляторном режиме.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Канинский маяк
Канин полуостров, на оконечном мысе которого установлен Канинский маяк, отделяет северную часть Белого моря от Чёшской губы Баренцева моря.С лета 1942 года началось движение союзных конвоев. Передвижение кораблей и транспортов необходимо было обеспечить скрытно, поэтому маяк работал в манипуляторном режиме.
(фото Ярослав Амелин)
подробнее
Шойна маяк
Маяк носит название реки, текущей с востока на запад и впадающей в Белое море в 55 милях к югу от мыса Канин Нос.
(Фото Анатолий Васильев)
подробнее
Терско-Орловский маяк
Маяк начал действовать 1 сентября 1842 года. В августе 1941 года после начала Великой Отечественной войны была создана Беломорская военная флотилия с главной базой в Архангельске. Она обеспечивала арктические и внутренние морские перевозки, а также проводку внешних транспортов до Архангельска. Флотилия осуществляла оборону Горла Белого моря, а также новоземельских проливов, портов и станций Северного морского пути. В навигационно-гидрографическом обеспечении действий флотилии маяк играл не последнюю роль. После Великой Отечественной войны маяк был капитально отремонтирован.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Моржовецкий маяк
Маяк Моржовский (Моржовецкий) сооружен вблизи юго-западного берега острова Моржовец, лежащего в Белом море при входе в Мезенский залив. В годы Великой Отечественной войны маяк играл роль часового при входе в Белое море. Небольшой гарнизон острова нес бдительную вахту, наблюдая за морем и немедленно посылал радиодонесения кораблям охранения о появлении противника. В эти годы пришлось маячникам побывать и под бомбами, и под артиллерийскими обстрелами.
(фото Ярослав Амелин)
подробнее
Сосновецкий маяк
Название маяку дал остров Сосновец — единственный значительных размеров остров в Горле Белого моря у Терского берега. Построен в 1862 году. Перестроенный и переоборудованный много раз маяк начал освещение 11 августа 1894 года Железная башня маяка простояла до 1960 года, когда была заменена на новую из сборных чугунных тюбингов высотой 31 м от основания.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Инцы маяк
Установлен на мысе Инцы 8 августа 1900 года. Перестроен в 1913 году. В 1921 году из-за действия грунтовых вод маяк пришлось еще раз перестроить, так как каменное здание стало разрушаться и маячная башня упала. В годы Великой Отечественной войны маяк, работая в специальном режиме, надежно обеспечивал движение конвоев и транспортов в Архангельск, а после войны вновь встал на мирную вахту.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Мудьюгский мяак
Установлен на Мудьюгском острове, расположенном в устье реки Северная Двина. Это один из наиболее крупных островов Белого моря, он закрывает обширную мелководную лагуну, называемую Сухим морем. С началом Великой Отечественной войны была образована Беломорская военная флотилия и Архангельск стал ее главной базой. Маяк надежно обеспечивал плавание кораблей флотилии в районе главной базы в течение всей войны, а также проводку союзных конвоев к устью Северной Двины.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Left
Right
Навигационно-гидрографическое обеспечение
полярных конвоев

Арктические конвои доставили в СССР около половины всех грузов по ленд-лизу Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев (около 1400 торговых судов
Первое время конвои отплывали из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии. Путь конвоев лежал мимо Гебридских и Фарерских островов в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.[7]. Конвой проходил маршрут в 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч[
Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев[8], исключая самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.
Бесстрашные герои подводного флота
Материал городского историко-краеведческого музея г. Полярный о героях-подводниках Северного флота в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Столбов, Стариков, Фисанович, Лунин, Щедрин
Подводники Северного флота
На протяжении всей войны флагманский командный пункт Северного флота во главе с А. Г. Головко располагался в Полярном. Главная тяжесть борьбы на мор­ских коммуникациях противника легла на подводные силы флота. Действуя решительно и смело, порой отчаянно дерзко командиры подводных лодок М. И. Гаджиев, А. Е. Моисеев, И. И. Фисанович, Н. А. Лунин, Ф. А. Видяев и их товарищи-подводники наводи­ли ужас на врагов и вселяли уверен­ность в победе защитников Заполярья. Первые командиры подводных лодок, получившие на войне звание Героя Советского Союза - И. А. Колышкин, Н. А. Лунин, В. Г. Стариков, И. И. Фисанович - уходили атаковать их морских глубин от прича­лов Полярного. Семь героев Советского Союза - героев-подводни­ков, двенадцать Краснознаменных и восемь Гвардей­ских подводных лодок дал Полярный стране.
Память о героях жива. Еще в годы войны в Полярном были установлены два памятника: капитану 3 ранга Федору Видяеву и обелиск "Героям-подводникам Северного флота". Их автором является Л. Е. Кербель, художник, народный скульптор СССР. Именно он, быв­ший матрос Северного флота, воссоздал обли­ки тех, чьи имена святы и дороги всем лю­дям, а особенно - жителям бывшей флотской столицы, где многие улицы носят имена по­гибших героев. Спустя многие годы, накануне своего 90-летия, Полярный получил от Л. Е. Кербеля бесценный дар: 18 скульптурных портретов героев, которые находятся в одном из залов историко-краеведческого музея.
Толбухин маяк
Один из старейших российских маяков, построенный по приказу Петра I.13 ноября 1718 года. Первоначальное название маяка — «Котлинский». В 1736 году переименован в «Толбухин», в честь полковника Федота Семёновича Толбухина начальника гарнизона Кроншлота, первого коменданта Кронштадта, отличившегося при обороне Котлина во время Северной войны. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов значи­тельная часть маяка была разрушена. Вместе с фортами Кронштадта входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Действующий маяк на искусственном островке, лежащим в 2,8 мили от западной оконечности острова Котлин.
(фото Юрия Мацеевского)
подробнее
Маяк на острове Сухо
Первый маяк был построен в 1825—1826 годах на мели Сухо, для чего подводную мель превратили в небольшой островок из ряжей, наполненных камнями. В 1891 году заработал новый каменный маяк с обновлённым внешним ряжевым ограждением и бухтой. Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом, так как остров был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В её задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и советским тылом. В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде самоходно-десантные баржи типа «Зибель». В сентябре 1942 года на острове была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулёмета. Гарнизон Сухо насчитывал 90 человек. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк.
подробнее
Осиновецкий маяк
Расположен в посёлке Ладожское Озеро Всеволожского района Ленинградской области России на юго-западном берегу Ладожского озера..Маяк второй по высоте на Ладоге после Стороженского. Построен в 1905 г. Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни во время Блокады Ленинграда (1941—1944).
(Фото Юрий Мацеевский)

подробнее
Балтийский маяк
Установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бух­ты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивает безопасный подход к порту Балтийск. До 1945 года этот порт на Балтийской косе , основанный в 1686 году как аванпорт крепости Кенигсберг (ныне Калининград), принадлежал Восточной Пруссии и назывался Пиллау. Первый маяк в юго-восточ­ной части города был выстроен немецкими инженерами в 1813 году. К началу Великой Отечественной войны маяк представ­лял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 м с конусообразной крышей и двумя галереями. В результате разгрома немец­кой группировки противника "Земланд" 25 апреля 1945 года Пиллау был взят советскими вой­сками 3-го Белорусского фронта. При отступлении немцы вывели маяк из строя и разрушили ряд помещений. Поскольку порт Пиллау (пере­именован в Балтийск) стал местом базиро­вания кораблей Балтийского фло­та, маяк пришлось срочно восста­навливать.
подробнее
Бенгтшер маяк
Бенгтшер (фин. Bengtskär) — маяк в Архипелаговом море примерно в 25 километрах к юго-западу от города Ханко, Финляндия. Маяк был построен в 1906 году на острове Бенгтшер архипелага Шхеры. Он является самым высоким в скандинавских странах. 26 июля 1941 года советская десантная группа предприняла попытку захватить остров взорвать маяк, который использовался для наблюдения за советскими кораблями в фарватере Финского залива. Финский гарнизон острова сумел отбить нападение. Обе стороны потеряли по несколько десятков человек убитыми, 28 советских военных были взяты в плен. Маяк был повреждён, но не разрушен.
(фото Юрия Мацеевского)
подробнее
Большой Тютерс маяк
Большой Тютерс — российский остров в центральной части Финского залива. На острове располагается маяк, представляющий собою шестиугольную в основании, кирпичную башню высотою в 21 м. Силами РККФ остров был занят 2 декабря 1939 года. С началом Великой Отечественной войны на Большом Тютерсе начали устанавливать советские береговые батареи[ Советскими войсками остров эвакуирован с перемещением материальной части и запасов в Кронштадт 31 октября 1941 года. Вновь занят советскими войсками 30 декабря 1941 года без боя и оставлен 28 марта 1942 года. 9 апреля 1942 года был назначен германский комендант Большого Тютерса , и на острове начала обосновываться немецкая береговая артиллерия. 20 сентября 1942 года остров, покинутый германцами ещё 18 сентября, заняла морская пехота РККФ. Принадлежность Большого Тютерса Советскому Союзу подтверждена Парижским договором 1947 года. Перед эвакуацией остров был немцами заминирован. В послевоенные годы предпринималось семь попыток его разминировать[. Последняя — в 2005 году.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Мощный маяк
Маяк Мощный установлен в западной части острова Мощный. В 1844 году на мысе Кир-корви-неня, ныне мыс Северный полуострова Киркорви была построена деревянная 4-гранная пирамидальная башня с крышей – дневной навигационный ориентир. В ходе советско – финской войны 30 ноября 1939 года остров был занят десантом двух усиленных рот морской пехоты Балтийского флота. Жители ещё в октябре были вывезены с острова правительством Финляндии. Во время Великой Отечественной войны после эвакуации 2 декабря 1941 года базы Балтийского флота с полуострова Ханко в Финляндии и 7 декабря 1941 года частей Красной армии с острова Гогланд остров Лавенсари стал самым западным пунктом обороны СССР на Балтике и оставался им в течении всей войны. Для снабжения войск на острове в зимы 1941 – 1942 и 1943 – 1944 годов была проложена ледовая автомобильная дорога длиной 71 км через остров Сескар до маяка Шепелёвский на Ораниенбаумском плацдарме («пятачке»).
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Сескар маяк
Маяк Сескар установлен на северо – западном мысе острова Сескар, расположенного в восточной части Финского залива Балтийского моря. 30 ноября 1939 года, в день начала советско – финской войны на остров Сескар высадился десантный батальон Балтийского флота. Не встретив серьёзного сопротивления финнов, батальон оставил на острове 15 бойцов до подхода комендантского подразделения, погрузился снова на корабли и ушёл на остров Лавенсари. На основании Московского мирного договора между СССР и Финляндией, подписанного 12 марта 1940 года, остров Сескар стал принадлежать СССР. В июле 1941 года остров Сескар вошёл в состав Лужского укреплённого сектора, а с его ликвидацией 26 августа на острова Сескар и Лавенсари были переправлены подразделения полка морской пехоты. На остров Сескар был также переправлен 21-й дивизион береговой артиллерии в составе батареи № 212 орудий калибра 130 мм и батареи № 230 орудий калибра 120 мм. Задачей артиллеристов было прикрытие кораблей флота. На указанных двух островах, являвшихся передовыми пунктами базирования флота всё время войны, были организованы сначала Островной сектор обороны БФ, в 1942 году – Островная ВМБ и т.д. В акватории Финского залива между островами Сескар и Гогланд флотом была оборудована Восточная минная позиция. В 1943 году на острове был создан аэродром для истребительной и штурмовой авиации флота.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Шепелевский маяк
Маяк установлен на южном берегу восточной части Финского залива на расстоянии 20 миль к западу от Ломоносовской гавани, вблизи северной оконечности полуострова Каравалдай, Во время блокады Ленинграда маяк оказался на территории Ораниенбаумского плацдарма, «пятачка», на его северо-западной оконечности. Демонтаж маячного аппарата и радиомаяка на период осады не производился. На территории маяка начиналась ледовая дорога длиной 71 км снабжения защитников островов Сескар и Лавенсари (ныне – Мощный), шедшая с востока на запад. Эта дорога пересекалась с ледовой дорогой немецких войск, шедшей от Кургальского полуострова до мыса Стирсудден – с юга на север. Ораниенбаумский плацдарм был разблокирован только в январе 1944 года.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Поворотный маяк
Маяк Поворотного мыса установлен на северной оконечности острова Маячного, на входе в шхерную часть Выборгского залива. Он был выстроен в 1924 году, и не претерпел каких-либо существенных изменений внешних характеристик за минувшее столетие.
(фото Юрий Мацеевский)
подробнее
Left
Right
Херсонесский маяк
Действующий маяк на мысе Херсонес полуострова Крым. Административно относится к городу Севастополю и расположен в самой западной его точке.
Построен в 1816 году. В тот же год был построен маяк-близнец по тому же проекту — Тарханкутский маяк.В годы Великой Отечественной войны у маяка погибли последние участники обороны Севастополя. До последних дней обороны маяк указывал путь советским кораблям и судам в город. Здесь же, у маяка, закончилась Крымская наступательная операция. В годы войны башня маяка была разрушена и восстановлена в 1950—1951 годах.Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно поврежденный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся через минные поля в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года в день освобождения Севастополя на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.
(фото Анатолий Васильев)
подробнее
Инкерманский створ
В Севастопольскую бухту суда заходят по Инкерманскому створу — двум белым маячным башням. Вторая мировая маяки не пощадила. Севастополь одним из первых подвергся налету фашистской авиации. С первых дней войны неприятель обрушил на маяки шквал огня, пытаясь сорвать выход кораблей в ночное время из Севастопольской бухты. Гидрографы закрыли маячные огни инфракрасными светофильтрами, сделав невидимыми для врага. Враг, в ответ усилив огонь по площадям, разрушил маячные башни. На грудах камней моряки разворачивали манипуляторные пункты, оснащенные прожекторами, и огни зажигались вновь и вновь. Сразу после освобождения Севастополя 9 мая 1944 г. началось восстановление обоих маяков. Полностью работу закончили к 17 ноября 1946 г. А до этого на Инкерманских высотах действовали передвижные прожекторные установки.
подробнее
Тарханкутский маяк
Маяк построен в 1816 году. В тот же год был построен маяк-близнец по тому же проекту — Херсонесский маяк. В период ВОВ сотрудники маяка эвакуировались, прихватив с собой ценное оборудование. Немцы планировали взорвать Тарханкутский маяк, заложив под него динамит. Дымящийся бикфордов шнур случайно заметили местные жители — Александр Карнаух и Василий Гузенко.
подробнее
Ай-Тодорский маяк
Один из старейших маяков Черного моря, расположен на самом южном отроге мыса Ай-Тодор. Маяк основан в 1835 году при прямом участии главнокомандующего Черноморского флота М. П. Лазарева.[6] Ныне существующая башня выстроена в 1876 году. За свою историю маяк прекращал работу трижды: в 1854—1855 годах во время Крымской войны, в 1877 году во время русско-турецкой войны и в 1941—1944 в период Великой Отечественной войны. В 1947—1948 годах башня, жилое здание и службы были капитально восстановлены.
подробнее
Еникальский маяк
Еника́льский мая́к — действующий маяк, расположенный на мысе Фонарь — самой восточной точке Крымского полуострова — у входа в Керченский пролив из Азовского моря. Неподалёку от маяка возвышается обелиск, установленный в память о воинах, павших в боях за освобождение Керчи в годы Великой Отечественной войны. До Великой Отечественной войны маяк являлся старейшим в Крыму. В 1941 году смотритель маяка Михаил Николаевич Егоров эвакуировал аппаратуру маяка на таманский берег. В мае 1942 года батареи 571-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона держали оборону против наступающих в районе маяка немецких танков. Старший краснофлотец Александр Филимонов корректировал огонь советских батарей. При появлении немецких танков над маяком подняли флаг, вызывающий на себя огонь с косы Чушка. Маяк был разрушен снарядами, осажденные в маяке гидрографы, обеспечивавшие переправу отступающей Красной армии, погибли. В 1943 году маяк возобновил освещение временным фонарем, установленным на развалинах башни. После освобождения Керчи в 1944 году аппаратуру маяка привезли обратно. В 1946 году на месте разрушенного маяка поставили временную деревянную башню высотой 20 метров с фонарным сооружением наверху.
подробнее
Кыз-Аульский маяк
Еника́льский мая́к — действующий маяк, расположенный на мысе Фонарь — самой восточной точке Крымского полуострова — у входа в Керченский пролив из Азовского моря. Неподалёку от маяка возвышается обелиск, установленный в память о воинах, павших в боях за освобождение Керчи в годы Великой Отечественной войны. До Великой Отечественной войны маяк являлся старейшим в Крыму. В 1941 году смотритель маяка Михаил Николаевич Егоров эвакуировал аппаратуру маяка на таманский берег. В мае 1942 года батареи 571-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона держали оборону против наступающих в районе маяка немецких танков. Старший краснофлотец Александр Филимонов корректировал огонь советских батарей. При появлении немецких танков над маяком подняли флаг, вызывающий на себя огонь с косы Чушка. Маяк был разрушен снарядами, осажденные в маяке гидрографы, обеспечивавшие переправу отступающей Красной армии, погибли. В 1943 году маяк возобновил освещение временным фонарем, установленным на развалинах башни. После освобождения Керчи в 1944 году аппаратуру маяка привезли обратно. В 1946 году на месте разрушенного маяка поставили временную деревянную башню высотой 20 метров с фонарным сооружением наверху.
подробнее
Дообский маяк
Дообский маяк находится южном побережье Новороссийской бухты на одноименном мысе Дооб. Во время Великой отечественной войны Дообский маяк оказался в районе боевых действий. В сентябре 1942 года, когда гитлеровцам удалось прорвать оборону под Новороссийском и завязать бори на улицах города, по приказанию командующего фронтом Дообский маяк был взорван. На месте маяка был развернут прожекторный манипуляторный пункт, который обеспечивал операцию по нанесению удара по батареям противника, расположенным в районе Мысхако. Во время подготовке десантной операции в районе Новороссийска на месте маяка был установлен один из створных огней. В 1944 году на месте взорванной башни была временно установлена металлическая ферма с фонарем. После войны в 1947 году возобновил работу радиомаяк, а в 1950 году была построена новая башня из камня высотой 23 метра и установлен современный радиомаяк.
подробнее
Воронцовский маяк
Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту на Черном море. Он первым встречает и последним провожает все приходящие в Одессу суда. Первый стационарный маяк на молу, бывший деревянным, установлен в 1845 году на оконечности Карантинного мола по инициативе известного русского флотоводца, первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева. Во время обороны Одессы его пришлось взорвать, чтобы лишить фашистских артиллеристов в Чабанке возможности прицеливаться по маяку для обстрела акватории порта. Маяк был взорван 15 сентября 1941 года. Во время войны был также сильно повреждён Карантинный мол, особенно его оконечность.Сначала в 1950—1953 восстановили мол, получивший название Рейдовый. Затем на него поставили новый маяк, в отличие от прежнего, с цилиндрической башней. По традиции его называют Воронцовским.
подробнее
Left
Right
Токарёвский маяк
На полуострове Шкота есть мыс Эгершельд на котором располагаются причалы торговый порт, мыс Токарёвского, Токарёвская кошка с маяком Токарёвского в проливе Босфор Восточный, На южной оконечности Токарёвской кошки расположен Токарёвский маяк. Основан был в 1876 году, Узнаваемая башня маяка была выстроена в 1911 году и сохранилась до наших дней. Мыс Токарёвского впервые был описан и нанесён на карту в 1862 году экспедицией под руководством подполковника корпуса флотских штурманов Василия Матвеевича Бабкина (1813 – 1876). Тогда же мыс получил своё название по фамилии капитана корпуса флотских штурманов Михаила Яковлевича Токарёвского (1809 - 1858). Кошка (коса) получила название по названию мыса не позднее 1912 года (Б.Г.Масленников, «Морская карта рассказывает»). Первая попытка ограждения кошки Токарёвского в связи со значительным ростом интенсивности мореплавания и усилением значения порта Владивосток для военного и коммерческого флотов была произведена зимой 1883 – 1884 годов. Был забит куст деревянных свай на акватории вблизи от оконечности косы на глубине 12 фут (3,70 м). Куст был окрашен в чёрный цвет и имел белую поперечную полосу. По верху куста была сделана площадка – галерея с перилами. На площадке был установлен отражательный фонарь с двумя масляными лампами и двумя рефлекторами. Белый постоянный огонь располагался на высоте 18 фут (5,50 м) над уровнем моря. Он был виден от SE 77º до NW 77º (от 103º до 283º). По отзыву главного командира портов Восточного океана, в первую зиму сваи хорошо выдержали напор льда, а огонь был виден с расстояния около 5 миль (9 км) при ожидавшейся дальности 4 мили (7,40 км) и приносил большую пользу.Географические координаты маяка Токарёвского: широта 43º 04,37' N, долгота 131º 50,52' E.
подробнее
Басаргина маяк
Маяк Басаргина 3 класса сооружён на мысе Басаргина, который является юго-восточной оконечностью полуострова Басаргина. Маяк Басаргина находится в границах города Владивосток. Впервые сообщение об учреждении на мысе Басаргина средства навигационного оборудования – туманного сигнала – колокола было опубликовано в извещении Англии в 1921 году, в период интервенции в ходе Гражданской войны. В апреле 1922 года Извещение мореплавателям Управления безопасности кораблевождения Российской Федерации (УБЕКО РФ) со ссылкой на указанное выше английское извещение сообщило об учреждении туманного сигнала – колокола на юго-восточной оконечности мыса Базаргина в расстоянии 3,5 кабельтова (650 метров) на 1520 от средины 260-футовой вершины (80 метров) и указало приблизительные географические координаты колокола, соответствующие нынешним координатам маяка. В книгу «Огни и знаки Тихоокеанского побережья СССР» колокол на мысе Басаргина был включён только в издании 1934 года. Колокол производил во время тумана 2- или 3-ударный звон каждые 3 минуты, а при принятии ответного звона колокола корабля с моря переходил на непрерывную подачу сигнала до удаления корабля. В 1935 году рядом с колоколом на высоте 18 метров над уровнем моря был установлен огонь – светооптический аппарат на белом деревянном столбе высотой 5,8 метра. Аппарат давал огонь белого цвета при 25 проблесках в минуту. В 1937 году на месте столба была установлена красная ажурная железная ферма высотой 7,2 метра с белым проблесковым огнём длительностью 1 се-кунда при перерыве в 2 секунды, которая в августе 1941 года была заменена на ферму меньшей высоты – 4,6 метра при той же характеристике огня и с дальностью видимости огня 10 миль (18,5 километра).
подробнее
Маяк Скрыплёва
Действующий маяк на Острове Скрыплёва, который находится при входе в пролив Босфор Восточный со стороны Уссурийского залива в 3 км к югу от Владивостока (полуострова Басаргина) и в 1,5 км к северо-востоку от полуострова Житкова на острове Русский. Остров назван именем К. Г. Скрыплёва — командира корвета «Новик», проводившего гидрографические исследования в заливе Петра Великого в 1862 году. На острове находится самый старый маяк, заложенный ещё в 1865 году, служащий надёжным ориентиром для всех судов и ставший одной из визитных карточек Владивостока. При маяке имеется радиомаяк и наутофон. Неофициальное название острова в профессиональной среде моряков — «Кочка».
подробнее
Маяк Анива
Установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками. Японское название мыса — Накасирэтоко (яп. 中知床岬) — дало первоначальное название и маяку; позже он был переименован в маяк Анива. Автором проекта был инженер Синобу Миура (яп. 三浦忍), выпускник технического колледжа префектуры Канагава; стоимость постройки составила 600 000 иен и заняла чуть больше двух лет: с июня 1937 по октябрь 1939[1]. Маяк принадлежал к третьему классу: длина фокуса его линзы составляла 500 мм, диаметр — 1000 мм; имелся туманный горн[en].Маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Башня имеет 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвёртом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Дальность действия маяка составляла 28,16 км (17,5 мили). В 1968 году третий этаж был укреплён бетонными блоками.С 1990 года постоянных работников на маяке больше нет, он был переоборудован в атомный на РИТЭГах и работал автономно до 2006 года. Тогда изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.
подробнее
Маяк Ловцова
Маяк Ловцова 3 класса установлен на мысе Ловцова, который является северо – восточной оконечностью полуострова Ловцова на острове Кунашир – южного острова Большой Курильской гряды. Впервые маяк на мысе Ловцова был построен Японией в 1899 году и назван Атойя-мисаки по японскому названию этого мыса Атойя. Японцы этот мыс называли также Моймато. Маяк Атойя-мисаки работал до 1954 года, когда с 20 июля 1954 года из-за аварийного состояния он был упразднён и был введён в действие резервный огонь на крыше здания сирены.
подробнее
Маяк Чибуйный на острове Шумшу
Маяк Чибуйный 2 класса установлен на мысе Чибуйный, который является северо-западной оконечностью острова Шумшу – самого северного из островов Большой Курильской гряды. Остров отделён от мыса Лопатка полуострова Камчатка Первым Курильским проливом, имеющим ширину в самой узкой части 6,2 мили. С началом Второй мировой войны Япония в августе 1940 года начала усиленно осуществлять на острове Шумшу военное строительство, связанное с её войной с США. К концу 1943 года были построены 2 аэродрома, военно-морская база Катаока (ныне пос. Байково), 34 артиллерийских и 24 пулемётных бетонных ДОТа, подземные казармы, госпиталь, склады, электростанции, 120 км дорог. В море на расстоянии 100 – 200 м от береговой черты на десантоопасных участках сделали бетонные надолбы против плавсредст с десантниками. Гарнизон острова состоял из более 15 тыс. военнослужащих. Несмотря на объявленную 15 августа 1945 года императором Японии капитуляцию, гарнизон острова Шумшу оружие не сложил. Советское командование приняло решение о штурме острова. На подготовку десанта были отведены 1 сутки. Десант начал высаживаться утром 18 августа. Тяжёлые бои шли до 23 августа, когда гарнизон капитулировал. В плен было взято более 12 тыс. военнослужащих Японии. Считается, что это была последняя крупная битва Второй мировой войны.
подробнее
Памятник Дежневу
Left
Right
Мероприятия
Друзья Морского Арт Клуба
Презентация проектов, продуктов и программ партнеров, соратников и друзей Морского Арт Клуба
Историческая реконструкция
Презентация интерактивных проектов военно-исторического клуба "Неизвестный солдат"
Мастер-класс морской фотографии
Особенности фотосъемки в сложной морской среде и методика обработки фотоснимков для последующего изготовления фотопродукции.
Мастер-класс моделирования маяков
Фотосъемка в необычных условиях (рассвет, закат, ночная съемка), с плавсредств, мачт и живописных мест на берегу. Фототур.
Орлёнок.
Совместная акция участников экспедиции "От Дальнего Востока до Берлина. Резервы человечества", благотворительного фонда "Сохрани жизнь" и Краевой детской клинической больницы №1 - детские рисунки к Дню Победы. 16.03.2020. Владивосток
Шла война к тому Берлину.
Совместная акция участников экспедиции "От Дальнего Востока до Берлина. Резервы человечества" и спортивного клуба "Тайгер" - рисунки юных спортсменов к Дню Победы. 04.05.2020. Хабаровск
Блокадный Ленинград
Юрий Владимирович Белов (27.05.1929 - 23.07.2017), советский и российский художник родился в Ленинграде.
В годы Великой Отечественной войны подростком пережил блокаду, за участие в обороне города награждён медалью «За оборону Ленинграда». В 1941—1949 гг. занимался в художественной школе при Всероссийской Академии художеств. Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические картины. Среди творческого наследия Юрия Владимировича особо выделяется блокадная серия работ.
Семья Беловых в годы войны
(из книги «Юрий Белов. Живопись, инсталляция. Санкт-Петербург, 2014 г.» )
«В 1929 году, когда я появился на свет – стал ленинградцем. Моя семья, отец и мать врачи, жили на Петроградской стороне. Считаю, что мне повезло, семья была дружной, работящей и нежно выращивали меня и моего старшего брата. Когда мне исполнилось 4 года, семья поселилась в коммунальной квартире в известном доме с 2-мя башнями (арх. Белогруд) на пл. Л. Толстого, что на мой взгляд положительным образом повлияло на мое дальнейшее развитие.

Начало войны. Мне только что исполнилось 12 лет. Подросток. Отец и брат на фронте, мы с мамой в городе. С этого времени началась моя трудовая жизнь – бытовые обязанности, что-то приготовить из скудного пайка, набратьто, что горит: доски, щепки, картон, затопить буржуйку. Общественные обязанности: носить на чердак песок для тушения мелких зажигалок, окраска чердачных перекрытий противопожарной смесью. Несколько раз пришлось тушить или сбрасывать на улицу мелкие фосфорные зажигалки. Одну такую бомбочку в виде алюминиевого пенала (она почему-то не загорелась) я долго хранил.

Другое занятие – рисование. Наброски в альбоме, когда находился в бомбоубежище. Быстрые портреты сандружинниц МПВО – маминых подчиненных, знакомых людей, у которых в то время приходилось жить. И, конечно, портретные наброски родной мамы, безотказной натурщицы. Все это в первые месяцы блокады. Делал все, что надо и что мог.

В январе 1942 года уже ничего не мог – лежал на кровати в жутком холоде, голодный. Что я не умер в то время – материнская забота и вероятно часть ее пайка, а также стационар, куда нас поместили. Паек был тот же, но было в палате относительно тепло.

Одно могу сказать, героических поступков не совершал, но участвовал весной 1942 года в уборке ледяных завалов на улицах города; как умеющий рисовать, создавал агитационные плакаты, заготавливал дрова на зиму, сажал свой огород, продолжал делать зарисовки. На олимпиаде детского творчества летом 1943 года серия моих работ «Ленинград в борьбе» оказалась лучшей (1-й приз и грамота). Работы были посланы в Москву, выставлялись перед участниками Российского съезда учителей. Те рисунки пропали, но 30 блокадных листов я передал на хранение в Музей истории города.

Сейчас трудно поверить, что ни блокадный голод, ни опасности, которым каждый ленинградец подвергался ежедневно, ни смерть тысяч людей не ожесточили, не сделали их эгоистами. В городе ясно ощущалось стремление жителей быть сплоченными для усилий по защите города. Ясно, что люди, находящиеся в одной страшной ситуации, сплачивались. Есть множество примеров жертвенности. Весь город, при отсутствии женщин и детей, не нужно было бы защищать. Все мы были блокадниками – ленинградцами. Каждый делал ежедневно нужное для города дело.

Мои блокадные годы совпали с тем возрастом, когда формировался характер. Без участия окружающих меня людей и тяжелейших обстоятельств жизни он стал бы совсем другим. Трудности закаляют. Люди, книги, занятие любимым делом – искусством – источники сотворения характера моего.

Отдельно надо сказать спасибо моей маме. В те годы мы были вместе, заботились друг о друге. Вместе пережили гибель на фронте в 1944 году моего брата – лейтенанта, командира взвода ПТР.»
Эхо войны
Слайд фильм по военной серии живописных работ Юрия Владимировича Белова (27.05.1929 - 23.07.2017)



ОТРАСЛЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Выставка живописных работ Музея морского флота, рассказывающая об участии
морского торгового флота в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Все полотна написаны авторами не понаслышке. Являясь участниками и свидетелями тех трагических событий, художники правдиво передали колорит, напряжённость и реалистичность запечатлённых сюжетов, создав не только плод творческого вдохновения, но и документ военной эпохи.