Историко-тематическая справка
Первый всероссийский император Петр Алексеевич Романов, родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве от второго брака царя Алексея Михайловича Романова с Натальей Кирилловной Нарышкиной.
Гений Петра и страсть к воинским занятиям были замечены с первых лет его младенчества. Алексей Михайлович, нежно любивший Петра, собрал ему несколько ровесников, и любимой забавой юного царевича была война с "потешными", как называли его товарищей.
Деяния императора Петра I, известны всем, но поскольку этот монарх основал наш флот и носил сам звание адмирала, то кратко изложим порядок его службы на море и ход постепенного развития российского флота.
В 1688 г. между вещами своего деда, Никиты Ивановича Романова, Петр нашел старый английский бот, пробудивший в нем сильное любопытство тем, что был лучше и крепче русских судов, и мог ходить под парусами "не только что по ветру, но и против ветру". Потешные плавания, на этом боте, по реке Яузе и Просяному пруду пробудили в царе сильную любовь к морю и послужили "не только к детскому гулянью, но подали повод к великому флота строению". В 1689 г. по тесноте Просяного пруда Петр избрал для плавания Переяславское озеро, на берегу которого основал верфь, и принимал на ней деятельное участие в постройке судов. В 1690 г. на флотилии, состоявшей из мелких гребных судов и английского ботика, названного впоследствии "Дедушкой русского флота", молодой царь совершил поход по реке Москве до Угрешского монастыря. В 1691 г. на яхте, построенной собственными руками в Москве, Петр плавал по Москве реке до Угрешского монастыря и, как уже опытный мастер, получил от князя-кесаря Ромодановского Федора Юрьевича "государев указ": построить к весне 1692 года в Переяславе военный корабль. В этом же 1692 г. был спущен на воду построенный Петром на Переяславской верфи корабль, на котором, в эскадре из других судов флотилии, он производил морские маневры в присутствии адмирала князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского.
В 1693 г. Петр Алексеевич совершил первый поход на Белое море, до Вологды сухим путем, а оттуда до Архангельска по воде на флотилии карбасов. Архангельск был тогда единственным морским портом Московского государства. В этом же 1693 году Петр I построил в Архангельске первый торговый корабль и вероятно для изъявления признательности голландцам, вселившим в нем охоту к мореплаванью, поднял на этом корабле красно-сине-белый полосатый флаг, подобный голландскому, который отличался только тем, что белая полоса находилась в средине двух вышеупомянутых. Из Архангельска на яхте "Святой Петр" он впервые плавал по морю до реки Поной. В Архангельске Петр Алексеевич спустил строившейся на Соломбальской верфи корабль "Апостол Павел", и на яхте "Святой Петр" плавал в Соловецкий монастырь. Памятником этого похода остался, хранящийся в архангельском кафедральном соборе, деревянный крест, сделанный, как свидетельствует надпись, "руками шкипера Петра". Крест этот первоначально поставлен был самим государем на берегу, близь Пертоминского монастыря, в память избавления от опасности, которой подвергалась яхта во время жестокой бури. Возвратившись в Архангельск, Петр занимался вооружением и приготовлением к плаванию корабля "Апостол Павел". По прибытии из Голландии купленного там корабля "Святое Пророчество", Петр принял его под свою команду, и совершил на нем плавание по Белому морю до Святого Носа, в эскадре под флагом адмирала князя Ромодановского.
В 1695 г. на верфи, основанной в селе Преображенском, Петр приготовил части 22-х галер и 4-х брандеров. Суда эти были собраны в Воронеже и спущены на воду. Невозможность устроить флот на Белом море вынудила Петра на завоевание у турок берегов Азовского моря. Он решил отнять у турок Азов и тем самым открыть себе путь в Азовское и Черное моря. Но поспешность похода, храбрость осажденных турок, невозможность отрезать сообщение их с заморскими базами и измена голландского инженера, руководившего осадными работами, заставили Петра отступить. Первый поход на Азов закончился неудачей, для Петра стало ясно, что крепость Азов, имеющая сообщения со своими заморскими базами одними сухопутными войсками не взять. Для этого нужен был еще и флот, который установил бы морскую блокаду крепости и тем самым лишил осажденный гарнизон возможности получать подкрепления морским путем.
В 1696 г. по прибытии в Воронеж Петр Алексеевич принимал участие в построении двух галеасов, и, в звании капитана и командира галеры "Принципум", совершил плавание от Воронежа до устья Дона, с флотилией под начальством первого российского адмирала Франца Лефорта. В низовьях Дона Петр Алексеевич принимал участие во вторичной осаде крепости Азов, по взятии которой 29 (19) июля, выходил на гребных судах в море, и выбрал место для устройства гавани и порта у Таганрога.
С победы над Азовом началась летопись воинской славы России. Гребной флотилией начальствовал вице - адмирал Юрий Степанович Лима. 30 (20) октября 1696 г., когда состоялось постановление царской Думы: "морским судам быть", Петр принял участие в образовании "кумпанств", и был главным руководителем при строении ими кораблей, положив основание всем порядкам по управлению флотом и адмиралтейством, снаряжению и вооружению судов, комплектованию и обучению морских команд и их продовольствию.
Морскую службу до 1697 года Петр проходил под именем Петра Алексеева, а с этого времени под именем Петра Михайлова. В 1697 г. для изучения кораблестроения и морского дела Петр Алексеевич отправился волонтером под именем Петра Михайлова при посольстве в Голландию. Работал сначала в Саардаме на частной верфи, потом в Амстердаме на верфи Ост индийской компании, где участвовал в построении корабля, от закладки до окончания, и получил от мастера Класса Поля аттестат в знании корабельной архитектуры. В 1698 г. заметив, что в Голландии кораблестроители, не обладая теоретическими сведениями, руководствуются одной практикой, отправился в Англию и, поселившись в Дентфорде, занимался изучением теории кораблестроения. Плавал на английском флоте до острова Уайта, присутствовал на устроенных в честь него морских маневрах.
По возвращении из заграничного путешествия принял звание корабельного мастера. 30 (19) ноября заложил в Воронеже 58- пушечный корабль. В 1699 г. в чине капитана Петр командовал кораблем "Отворенные врата", и плавал на нем, в эскадре адмирала графа Головина Федора Алексеевича из Таганрога в Керчь, для сопровождения корабля "Крепость", на котором в Константинополь отправлялся русский посол дьяк Украинцев Емельян Иванович.
8 мая (27 апреля) 1700 г. Петр спустил в Воронеже построенный им, без помощи иностранцев, 58- пушечный корабль "Предистинация", который, по отзывам современников, был "весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества, и зело размером добрым состроенный". В 1701 г. Петр провел три месяца в Воронеже, в занятиях по приведению в исправность судов Азовского флота и по устройству воронежского адмиралтейства.
В 1702 г. Петр Алексеевич совершил третий поход на Белое море. На Вавчуге спустил на воду два фрегата "Святой Дух" и " Курьер", и заложил фрегат "Святой Илья". С эскадрой судов архангельской флотилии, на яхте "Транспорт-Рояль", ходил из Архангельска в Соловецкий монастырь, а потом в Онежский залив к селению Нюхча. Отсюда до Повенецкого погоста устроил дорогу, по которой перетащил сухим путем до Онежского озера две яхты и несколько гребных судов и на них прошел по Онежскому озеру и реке Свири до Сермаксы.
В мае 1703 г. начальствуя отрядом лодок с десантом гвардии, Петр взял на абордаж стоявшие в устьях Невы два шведских судна: 10- пушечную шняву "Астрильд" и 5-пушечный вице-адмиральский бот "Гедан", за что был награжден орденом Святого Андрея Первозванного. В сентябре в звании капитана Петр Алексеевич привел с Олонецкой верфи в Петербург корабль "Штандарт". В октябре, после ухода отряда шведских судов от Невского устья, он отправился к острову Котлину, сделал промер фарватера около острова, и указал место для постройки крепости Кроншлота, преградившей неприятельскому флоту доступ в Неву. 11 июня (31 мая) 1704 г. Петр участвовал в завладении выброшенными на отмель близ Нарвы двумя шведскими шкутами, а 7 октября (24 сентября) спустил на воду на Олонецкой верфи построенную им шняву "Мункер". С отрядом вновь построенных судов совершил трудное осеннее плавание по Ладожскому озеру. 16 (5) ноября в Петербурге государь заложил адмиралтейство и спустил на воду 10 бригантин, построенных по составленному им самим чертежу, и носивших поэтому название русских бригантин, в отличие от бригантин итальянских.
С 22 февраля по 19 апреля (по ст. ст.) 1705 г. Петр Алексеевич находился в Воронежском крае, при инспектировании работ по судостроению и устройству адмиралтейств. 15 (4) июня на Олонецкой верфи был спущен, построенный по собственному чертежу Петра, 32-пушечный фрегат "Олифант". В 1706 г. Петр Алексеевич был произведен в капитан-командоры. 10 декабря (30 ноября) 1707 г. царь заложил в Петербурге 10-пушечную шняву, а в 1708 г. спустил в Петербурге на воду построенную им 16-пушечную шняву "Лизет". С 14 февраля по 21 мая (по ст. ст.) 1709 г., Петр находился при постройке судов в Воронеже, инспектировал азовские порты, и плавал на бригантинах по Азовскому морю. Во время пребывания в Воронеже, 18 (7) апреля, спущены два построенные им корабля: 50- пушечный "Ластка" и 80-пушечный "Старый Орел".
27 (13) июля 1709 г. за Полтавскую битву Петр I был пожалован чином контр-адмирала или шаутбенахта, и флаг его был поднят на флагштоке около его ставки. 16 (5) декабря 1709 г. Петр заложил первый в петербургском адмиралтействе 54- пушечный корабль "Полтава". В апреле 1710 г. начальствуя отрядом судов корабельного флота, и имея контр-адмиральский флаг на шняве "Мункер", Петр Алексеевич сопровождал к нашим войскам, осаждавшим Выборг, галеры и транспортные суда с провиантом и артиллерией. Конвоируемые суда находились в крайней опасности от густого, почти сплошного льда и были спасены и благополучно достигли назначения только благодаря его энергичным и решительным действиям. Своевременное же доставление грузов способствовало скорой сдаче крепости.
В августе и сентябре, имея свой флаг на новых кораблях "Выборг" и "Рига", Петр находился в плавании до Красной Горки в эскадре адмирала графа Апраксина Федора Матвеевича. В мае 1713 г., имея флаг на корабле "Полтава", Петр сопровождал галерный флот до Березовых островов. Затем, командуя авангардом галерного флота, бывшего под начальством адмирала графа Ф.М.Апраксина, принимал деятельное участие во взятии Гельсингфорса. В июне этого же года производил пробу покупных кораблей, отличавшихся по его выражению, от кораблей русской постройки "как отцу приемыш от родного сына". В кампании этого года в плавании до Ревеля Петр начальствовал корабельным флотом, имея флаг на корабле "Святая Екатерина". Узнав о трудном положении галерного флота у Гангута, прибыл туда, произвел славный маневр обхода неприятельского флота, и затем, командуя авангардом галерного флота, после кровавого боя, овладел неприятельской эскадрой, из 10 судов, состоявшей под начальством контр-адмирала Эреншельда. Гангутское сражение было первой крупной победой русского регулярного флота над шведским. Результатом Гангутского сражения была высадка русских войск через Ботнический залив на берега Швеции. В сентябре государь торжественно привел в Петербург взятые у Гангута суда, представил в присутствии сената князю-кесарю донесение о победе, и, тут же, за отличную службу был пожалован чином вице-адмирала синего флага. В плавании до Ревеля командовал авангардом флота, имея свой вице-адмиральский флаг на корабле "Ингерманланд". В 1716 г. в Копенгагене, имея флаг на корабле "Ингерманланд", начальствовал эскадрой судов, прибывших из Ревеля, Архангельска и из-за границы. По соединении нашего флота с союзными: английским, датским и голландским, ему предоставлена была над всеми главная команда, причем вице-адмиральский флаг на корабле "Ингерманланд" был заменен штандартом, под которым союзные флоты 9 дней крейсировали в Балтийском море. По этому случаю была выбита медаль с надписью: "владычествует четырьмя". Имея свой флаг на корабле "Ингерманланд", в 1718 г. командовал авангардом флота, бывшим под начальством графа Ф.М.Апраксина, в плавании в Финском заливе. 26 (15) июля 1718 г. государем в Петербурге спущен построенный им 90-пушечный корабль "Лесное". В 1719 г. начальствовал Балтийским флотом, имея вице-адмиральский флаг на корабле "Ингерманланд". Плавание флота простиралось до Аланда, где он простоял почти два месяца. В 1719 г. и предшествующем году деятельно трудился над составлением морского устава, просиживая иногда за работой по 14 часов в сутки. Наиболее ярким эпизодом на заключительном этапе Северной войны 1700– 1721 гг. между Россией и Швецией явилось Гренгамское морское сражение у острова Гренгам (один из Аландских островов), произошедшее 7 августа (27 июля) 1720 г. (ровно через 6 лет после Гангутского сражения) между русским гребным флотом под командованием генерала князя М.М. Голицына (61 галера) и шведской эскадрой под командованием вице-адмирала Шабата (1 линейный корабль, 4 фрегата и 9 других судов). Приблизившись к Гренгаму, недостаточно вооруженные галеры М. Голицына подверглись сильному артиллерийскому обстрелу шведской эскадры и отступили на мелководье. Шведские корабли последовали за ними. В мелководном районе более маневренные русские галеры перешли в решительную контратаку. Российские моряки смело бросились на абордаж и в рукопашной схватке завладели 4 шведскими фрегатами. Остальные корабли Шеблата поспешно отступили. Гренгамская виктория стала последним крупным сражением Северной войны на море. Победа при Гренгаме укрепила положение русского флота в восточной части Балтики и разрушила надежды Швеции одолеть Россию на морских просторах. В 1721 г., имея вице-адмиральский флаг на корабле "Ингерманланд", плавал с флотом в Финском заливе, производя экзерциции и испытание кораблей. 18 (7) сентября этого же года по случаю заключения мира со Швецией, "в знак понесенных трудов в сию войну", принял, предложенный ему от генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, прочих флагманов и министров, чин адмирала от красного флага, "ибо в сию войну довольно чином вице-адмирала служил". В 1722 г. Петр Алексеевич участвовал в персидском походе и, во время перехода Каспийским морем из Астрахани к Аграхани (река), командовал передовым отрядом флотилии, бывшей под кайзер-флагом генерал-адмирала графа Ф.М.Апраксина. В 1723 г., имея свой адмиральский флаг на корабле "Екатерина", Петр Алексеевич командовал авангардом флота, бывшего под начальством генерал-адмирала, во время бытности флота в Рогорвике, произвел там торжественную закладку гавани. 29 июня (по ст. ст.) 1723 г. в петербургском адмиралтействе заложен по составленному Петром чертежу первый 100-пушечный корабль, называвшийся до окончательной постройки "собственным Его Императорского Величества кораблем". При торжественном представлении флоту на Кронштадтском рейде ботика "Дедушка русского флота", Петр Алексеевич исполнял на нем обязанность квартирмейстера, причем гребцами были два вице-адмирала и два шаутбенахта. 18 (7) октября на острове Котлин Петр заложил крепость, наименовав ее Кронштадтом. В ноябре 1724 г. спасая близ Лахты людей с севшего на мель бота, Петр сильно простудился, и болезнь в скором времени сделалась смертельной. В 1725 г. Петр составил план экспедиции для решения вопроса соединяется ли Азия с Америкой, утвердил все распоряжения по исполнению этого предприятия, и назначил капитана Беринга начальником экспедиции. 28 января (по ст. ст.) 1725 г. Петр Алексеевич скончался в Санкт-Петербурге. Российская Империя, в ряду первых государств Европы низложившая шведов, уничтожившая силу Польши, покорившая персидские области, готовая к победе над турками, с плодотворными началами образованности и просвещения, огражденная внутри мудрым управлением, законами, правами, единством отношений, обладающая всем Балтийским прибрежьем от Финляндии до Курляндии, открывающим путь в Европу, и берегами Каспийского моря, открывающими путь в Азию, защищенная стройным, храбрым войском и сильным флотом - такова была Россия после Петра Великого. Русский флот состоял из 50-ти линейных кораблей и 800 других разного рода судов с 30000-ю тысячами матросов и служащих.